Уже садясь в машину, я вдруг увидела на противоположной стороне улицы над входом в небольшую киношку длинную белую рекламу, ярко подсвеченную уймой лампочек: "Пять дней русского кинематографа".
Сеанс, видимо, только что окончился. Из кинотеатра на улицу выползал народ, но не расходился от него в разные стороны, а задерживался у небольшого микроавтобусика. А там вспыхивали блицы фоторепортеров.
Я вгляделась в кучку людей, стоявших у микроавтобуса, и вдруг неожиданно узнала среди них Гундареву, Смоктуновского и Леонова!..
Я просто обалдела! Ну надо же!.. Где?! В Стокгольме!..
- Ой, Эдинька!.. - завопила я. - Смотри, смотри!.. Это же Гундарева! И Смоктуновский... И Леонов!..
- Кто это? - удивился Эдик.
- Это же наши самые замечательные киноактеры! Это же самые что ни есть суперстары! - счастливо проговорила я и бросилась на ту сторону улицы с криком: - Здравствуйте! Здравствуйте! Боже мой! Неужели это вы?!
Напряженно улыбаясь, артисты уставились на меня, потом быстро переглянулись и вопросительно посмотрели на своего сопровождающего - крепенького мужичка-боровичка в белой рубашке с галстуком и темном костюме. Наверное, это был кто-нибудь из посольских.
Мужичок тут же героически прикрыл артистов своей широкой спиной и строго спросил меня на чистом русском языке:
- Кто вы такая? Что вам здесь нужно?
А я, дура такая, от радости, что своих увидела, пропустила мимо ушей его ментовскую интонацию и лепечу, как заведенная:
- Я из Ленинграда... Я живу здесь... Замужем. Я русская! Русская... Мне так приятно! Иннокентий Михайлович! Наталья... Ой, простите, не знаю вашего отчества... Товарищ Леонов! Здравствуйте! Господи! Я так счастлива!..
- Извините, мадам, мы спешим, - сказал железный мужичок и очень профессионально оттер меня плечом в сторону. - А вы, товарищи, садитесь в автобус. Садитесь, садитесь.
Ах, швейцаром бы тебя в "Европейскую" или в "Асторию"! Цены бы тебе там не было!.. Правильно - бей своих, чтобы чужие боялись... Стою, как обгаженная, в своем кретинском длинном вечернем платье посреди ночного Стокгольма и ни хрена понять не могу... За что?
Залезая в машину, Гундарева - хорошая, наверное, все-таки баба, - сочувственно улыбнулась мне. Леонов виновато поежился и недобро взглянул на посольского боровичка. А Смоктуновский с лицом блаженного, вроде бы он ничего не понимает, ни к чему отношения не имеет, развел руками и тоже скрылся в автобусе.
И тут на меня такое накатило. Такое!.. В глазах потемнело, затрясло, как в лихорадке, и я заорала на всю эту роскошную улицу:
- Я же русская! Русская! Я вас так любила, суки вы рваные! Клоуны дешевые! Так любила!.. Чего же вы от меня шарахаетесь?! Кого вы боитесь? Вам не меня, вам его бояться надо!!! - и все тыкала пальцем в того, в посольского, в белой рубашке с галстуком и темном костюме.
В фильме рыжий пацан издевается над матерью, уехавшей героини, в книге - опекает её и пытается спасти:
Козел открыл нашу дверь своим ключом и вошел в квартиру. Мама сидела на кухне, разглядывала мои детские фотографии.
- Кто-то был? - подозрительно огляделся Козел.
- Танечкины товарищи приезжали с ее прошлой работы.
- А чего у них тачка с ментовскими номерами?
- Что ты говоришь? - не поняла мама.
- Да, так... Чего-нибудь надо, Алла Сергеевна?
- Если тебя не затруднит, Юрочка, сходи на почту. Дай Тане телеграмму.
Вот текст, - мама протянула Козлу тетрадочный лист бумаги. - Тут слова русские, только латинскими буквами. Сумеешь на бланк переписать?
- А чего там написано?
- "Чувствую себя хорошо. Задержись вылетом. Мама". И адрес.
- Так и переписать? - Козлу явно не понравился текст.
- Да. Только латинскими буквами. Вот деньги.
- Ладно, - сказал Козел. - А потом мы с пацанами хотели кое-куда свалить.
- Конечно, конечно, - поторопилась согласиться мама.
На почте Козел стоял за нетрезвым суетливым парнем лет тридцати. Больше на почте никого не было. Только молоденькая девчонка за стеклом с полукруглым окошечком и надписью: "прием телеграмм и переводов".
Парень суматошно отсчитал из толстой пачки десятирублевок триста рублей, оставшиеся деньги - рублей двести - засунул в карман куртки и протянул девчонке бланк перевода:
- Теперь правильно?
- Теперь правильно. Деньги. - и девчонка стала оформлять перевод.
Компашка козла стояла на улице, судачила о чем-то, и Козел видел их через большое стеклянное окно. Затем он перевел взгляд на карман куртки стоявшего парня, где лежала пачка десяток, и придвинулся к парню вплотную.
- А за перевод? - спросила девчонка.
- Виноват, виноват, виноват... - забормотал нетрезвый парень и полез в карман куртки.
Козел отпрянул назад. Парень достал десятку из кармана и лихо шлепнул ею о прилавок:
- С нашим удовольствием!
Козел осторожно вытащил у него из куртки оставшиеся деньги и аккуратно подсунул их под стопку телеграфных бланков. И безмятежно стал читать разные почтовые объявления.
Парень получил квитанцию, сдачу с десятки и, стараясь шагать как можно тверже, вышел на улицу. Козел внимательно следил за ним через окно. Парень пересек тротуар, газон и сел в ожидавшее его такси. И укатил.
- Так и будешь стоять? - спросила девчонка.
- Виноват, виноват, виноват... - подражая нетрезвому парню, сказал Козел, и девчонка рассмеялась.
Козел загнул половину тетрадочного листа, оставил только строчки с адресом и сказал:
- Вот адрес. Международная. Можешь переписать на бланк латинскими буквами?
- А текст?
- Счас... Пиши: "Прилетай. Матери плохо. Козел".
- Что еще за Козел?
- Обыкновенный. Там знают. Пиши, пиши.
Козел смотрел в окно, ждал нетрезвого парня - авось, хватится.
- Три рубля шестьдесят две копейки.
Козел протянул пятерку, получил квитанцию и сдачу. Секунду помедлил, еще раз глянул в окно. Парня не было. За окном покуривала его кодла.
- Я возьму пару бланков? - спросил он девчонку.
- Хоть все.
- Вот спасибо, вот спасибо, вот хороший человек! - спел ей Козел, сгреб бланки вместе с пачкой десяток, лежавших под стопкой, и вышел на улицу.
- Айда! - скомандовал он пацанам и быстро завернул за угол дома.
Там он остановился, огляделся и подмигнул кодле:
- Маленький фокус-покус, джентельмены!
Он развернул телеграфные бланки и предъявил компахе пачку десяток.
- Гуляем, чижики! Перевод получил.
- Ну, Козел!.. Ну, молоток!.. - захрипели приблатненными голосами пацаны.
У нашего подъезда пацаны снова развалились на скамейке, а Козел с шальным криком: - счас!.. Только квитанцию и сдачу отдам! - Помчался скачками через три ступеньки на наш четвертый этаж.
На третьем этаже Козел замедлил свой бег и тревожно принюхался. Он огляделся вокруг себя, приподнял крышку бака с пищевыми отходами. Но запах шел не оттуда, а сверху. Это Козел понял и в два прыжка оказался на четвертом - нашем - этаже.
Здесь запах был так силен, что Козел закашлялся, рот его наполнился жгучей слюной и его затошнило. И вдруг Козел понял, что запах идет из-под нашей двери!
Выронив почтовую квитанцию и сдачу с маминой пятерки, трясущимися руками Козел стал вставлять ключ в замочную скважину... Наконец ключ повернулся в замке. Козел рванул дверь на себя и отшатнулся - так шибануло газом из нашей квартиры!
- Алла Сергеевна!.. - закричал Козел и, зажимая рот и нос руками, ворвался в квартиру.
Окна были закрыты наглухо. Из кухни неслось убаюкивающее шипение.
Козла вырвало. Утирая рот рукавом, он метнулся в кухню, увидел сидящую на полу маму, рассыпанные фотографии, открытую духовку газовой плиты...
Задыхаясь и плача, сотрясаемый рвотными спазмами, Козел перекрыл газовые конфорки и духовку и стал рвать на себя оконную раму. В панике он делал что-то не так и окно не открывалось. Тогда Козел схватил кухонную табуретку и в полном отчаянии шарахнул ею по стеклам.
В кухню ворвался свежий уличный воздух. Кровоточащими руками Козел схватил маму за халатик и стал вытаскивать ее в коридор.
- Алла Сергеевна!.. - захлебываясь от страха, рыдал Козел. - Алла Сергеевна!.. Да помогите же кто-нибудь!.. Люди!.. Люди!.. Где же вы!
Он выволок маму на лестничную площадку и бросился звонить в соседние квартиры, стучать в двери кулаками.
- Помогите! - Кричал и плакал Козел. - Ну, помогите же кто-нибудь, сволочи! Суки!.. Гады!!
Не открылась ни одна дверь. День... Лето... Да и поздно уже было. Мама лежала с полуоткрытыми глазами. Вокруг рта и на подбородке застыла серо-зеленая пена - такая характерная для смерти от удушья.
- Помогите... - прошептал Козел и опустился на колени рядом с моей мамой.
И не было в его голосе никакой приблатненной хрипотцы, взрословатой уличной наглости. Не стало лидера опасной дворовой кодлы, которая шарашит по ночам машины, портит девчонок в подвалах и волчьей стаей готова дать отпор любому взрослому сильному мужику.
Около мертвой, худенькой, пожилой моей мамы сидел испуганный пятнадцатилетний мальчик, и тело его сотрясалось от рыданий и ужаса, потому что он впервые в своей жизни собственными глазами увидел, как выглядит смерть человека.
(Владимир Кунин, октябрь 1988 г.)
Читать дальше...
понедельник, 1 июня 2015 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий